Пятница, 19.01.2018
МИР ФИЛЬТРОВ
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

ZIC и век
ZIC и век
Илья ХЛЕБУШКИН | Фото автора

Знаете, что означает название корейских автомобильных масел ZIC? Оказывается, это стилизованная аббревиатура от английского «21 century» — «двадцать первый век»! Это я узнал на родине масел ZIC — мне удалось побывать и на нефтеперерабатывающем заводе в Ульсане, и в закрытых лабораториях исследовательского центра в Тэджоне.

 Компания под названием Korea Oil Corpоration в 1962 году стала пионером нефтепереработки в Южной Корее. С тех пор комплекс в Ульсане, на юго-восточном побережье Корейского полуострова, разросся до 10 км2, на которых круглосуточно трудится три тысячи человек, а длина всех труб больше, чем расстояние от Земли до Луны. Всего здесь 40 нефтехимических заводов, которые за год перерабатывают до 50 миллионов тонн нефти, — крупнейший комплекс в Азиатско-Тихоокеанском регионе!

Сейчас все это хозяйство принадлежит компании SK Energy. Она входит в состав третьего по размеру в Южной Корее гигантского частного холдинга SK Corpоration с десятками сфер деятельнос­ти — от парфюмерии до телекоммуникаций. Масло­смесительный завод в составе ульсанского комплекса корейцы построили в 1968 году. В 1985 году они получили доступ к технологиям Esso и под американским брендом производили масло для внутреннего рынка. А спустя десять лет, набрав достаточно знаний и опыта, разорвали контракт с американцами и представили миру свою новую торговую марку автомобильных масел ZIC.

Разработкой новых масел занимаются в собственном исследовательском центре в Тэджоне. Здесь трудится более пятисот сотрудников, а оборудованию могут позавидовать и более именитые производители масел Нефтеперерабатывающий комплекс SK Energy в Ульсане, построенный на месте рыбного порта на берегу Японского моря, — один из крупнейших в мире. Большая часть сырой нефти поставляется сюда танкерами из Египта, Перу и Йемена

С той поры и по сей день в основе масел ZIC — фирменное базовое масло под названием Yubase. Изготавливают его путем глубокого каталитического гидрокрекинга — когда маслянистые фракции, полученные при дистилляции сырой нефти, подвергаются дальнейшей обработке в водородной среде при высокой температуре и под большим давлением. Гидрокрекинг известен с середины 70-х годов прошлого века, и пользуются им многие нефтеперерабатывающие компании: например, у Shell он называется XHVI (Extra High Viscosity Index), у ExxonMobil — ExSyn, у BP — HC (Hydrocracker Component). Но корейцы запатентовали собственную технологию производства VHVI (Very High Viscosity Index) и год за годом доводили ее до блеска. Вернее, до прозрачности — минеральное масло последнего поколения Yubase Plus похоже на синтетическое. Оно абсолютно лишено цвета и запаха, а отменные низкотемпературные характеристики позволили корейцам без добавления дорогих синтетических компонентов на основе полиальфаолефинов (ПАО) создать масло вязкостью 0W-30. Мало того, полное отсутствие токсичных компонентов дает возможность на базе корейской гидрокрекинговой «минералки» делать детское масло Johnson Baby Oil!

Как и в большинство стран экспорта, корейцы собирались поставлять к нам масло в пластиковых канистрах. Но российские дилеры убедили их в преимуществе традиционных для дальневосточного рынка жестяных емкостей с нанесенными краской рисунком и буквами — их труднее подделать За хитросплетением труб и вентилей в соседнем с цехом розлива помещении — блендеры для смешивания небольших партий масла

Впрочем, нам все же признались, что в «топовых» маслах ZIC синтетические полиальфаолефины есть — их покупают на стороне, но в небольших количествах. А вот продажи базового масла Yubase велики: SK Сorpоration обеспечивает больше половины мировой потребности в высококачественном, относящемся к третьей группе по классификации API (четвертая — уже «синтетика») гидрокрекинговом базовом масле, большая часть которого уходит на маслосмесительные заводы европейских (30%), американских (24%) и японских (9%) фирм.

А что со свойствами готовых масел ZIC? В лабораториях научно-исследовательского центра в Тэджоне, что в нескольких сотнях километров от ульсанского завода, работает около сотни кандидатов и докторов наук. Жаль, корейцы строго-настрого запретили фотографировать — посмотреть там есть на что: установки для проверки стойкости масла к окислению, трибологическая лаборатория для изучения смазывающих свойств, трения и износа, аппаратура для изучения высоко- и низкотемпературных характеристик масла, десять моторных стендов с бензиновыми и дизельными двигателями разного объема…

Есть даже мини-заводики для получения экспериментальных партий базовых масел. Не хватает разве что полноценной климатической камеры, но и она должна появиться в следующем году.

Операторы дистанционно управляют процессом смешивания масел в двадцати двух емкостях, следят за пополнением запаса подвозимых автоцистернами присадок и наблюдают за безопасностью производства при помощи видеокамер Так выглядит стенд для оценки влияния масла на уровень и характер издаваемых двигателем шумов

А вот производство не поражает воображения — масла готовят не в смесителях непрерывного действия, а в обычных чанах. Базовое масло и присадки фирм Lubrizol и Infinеum по трубам поступают в шесть емкостей объемом от 150 до 470 тысяч литров, а для небольших партий есть шестнадцать емкостей объемом 15—75 тысяч литров. Перед розливом каждую партию анализируют в лаборатории и при необходимости корректируют состав.

Россия для бренда ZIC — рынок важный, на который приходится почти треть всего экспорта (столь же значим по объему только сбыт в Китае). Конечно, Shell, Castrol, Mobil или Esso впереди по российским продажам, но корейцам энтузиазма не занимать — через два-три года вместо нынешних 22 миллионов литров масла в год они собираются продавать больше 30 миллионов литров. А это тот порог, за которым уже выгодно строить в России собственный завод. Не верится? Корейский автопром не так давно тоже мало кто воспринимал всерьез…

"АВТОРЕВЮ" №17 (457), 2010г. Ссылка: http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=73889&SECTION_ID=2158

Copyright © OOO "Газета АВТОРЕВЮ" 1990-2012

Категория: Мои статьи | Добавил: mirfiltrov (25.02.2013)
Просмотров: 989 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МИР ФИЛЬТРОВ © 2018