Пятница, 19.01.2018
МИР ФИЛЬТРОВ
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Картина маслом
КАРТИНА МАСЛОМ
Илья Хлебушкин.

Завод ExxonMobil в небольшом городке Нотр-Дам де Гравеншон на северо-западе Франции огромен — 700 гектаров территории, сотни хранилищ, тысячи километров труб, свой порт и внутренний автотранспорт. Мы были здесь почти десять лет назад (АР №15, 2000). Что изменилось за это время? Да практически ничего!

Каждый месяц сюда по трубам из порта в Гавре течет миллион тонн сырой нефти. Ее фильтруют, нагревают до 350° и разгоняют на фракции — большинство приходится на бензин (кстати, половина его уходит на экспорт в США) и «побочные» продукты переработки вроде парафинов: всего на заводе Mobil из нефти получают 1800 различных продуктов. Но нас больше интересуют масла — из каждой тонны нефти их выходит лишь 50 килограммов!

Масло очищают от ароматических углеводородов, ускоряющих его окисление и старение, и от тяжелых парафинов, застывающих на морозе, — для этого применяются центрифуги и инерционные фильтры, через которые гоняют сильно охлажденную смесь масла с растворителем. Интересно, что всем этим в Гравеншоне занимается всего семь человек.

До сих пор основная доля производимых здесь масел — недорогая минеральная «база». Делают ее в основном «на вывоз»: и для своих многочисленных маслосмесительных заводов (только в Европе их больше двух десятков), и на продажу.

Часть базового минерального масла «облагораживают» — подвергают дальнейшей обработке в водородной среде (гидрированию). Под воздействием высоких температур и большого давления происходит разрыв (крекинг) и укорачивание длинных молекулярных цепочек — гидрокрекинговые масла становятся однороднее по структуре, чем исходные минеральные. По своим свойствам они ближе к синтетическим, но при этом намного дешевле.

Между складами и производством деловито снуют тележки-роботы. Люди передвигаются по проложенным под потолком мосткам — доступ на пол разрешен только для обслуживания роботов Огромный склад готовой продукции безлюден — он тоже полностью автоматизирован. Все стоящее на полках разойдется по Европе, где Mobil обеспечивает 35% потребности в смазочных материалах Французы не лишены чувства юмора — на плакатике рядом с монотонно работающим конвейером надпись: «Это успокаивает»

И все же больше всего в Гравеншоне гордятся производством полиальфаолефинов (ПАО) — наиболее распространенной основы синтетических масел, получаемой здесь из дешевого газа этилена, в огромных количествах образующегося при высокотемпературном разложении нефти.

Гравеншонский завод обеспечивает четверть мировой потребности в ПАО (при том, что весь ExxonMobil — половину). Но для основы собственных масел концерн оставляет меньшую часть — большую раскупают его «масляные» конкуренты.

Эта же «база» — и у синтетических моторных масел Esso. Но несмотря на то, что после принудительного разделения корпорации Джона Рокфеллера Standard Oil Trust и длившегося затем 90 лет «развода» две ее некогда крупнейшие компании — Standard Oil Company of New Jersey (будущая Exxon) и Standard Oil Company of New York (будущая Mobil) — в 1999 году объединились вновь, моторные масла Esso по-прежнему делаются на своем, соседнем с «мобиловским» заводе. Масла двух торговых марок разделяет не только заводской забор, но и позиционирование на рынке — в отличие от бюджетного Esso, Mobil считается брендом «премиум плюс».

В технологической цепочке за десять лет мало что изменилось — разве что обновилась линейка продукции да сменилось несколько поколений компьютеров в автоматизированных системах управления. Сейчас управление всеми системами осуществляется компьютерной «мышкой» единственного оператора. На экранах пульта управления видно, по какой формуле готовится масло, и можно наблюдать за состоянием всего процесса — количеством добавляемых присадок, объемом заполнения емкостей, давлением, температурой. Вероятность выпуска «некондиции» практически отсутствует — пробы масла обязательно берутся из каждой приготовленной партии и проверяются минимум по пяти параметрам. Если что не так, то состав «бракованной» партии масла корректируется вручную — в той самой шеренге зеленых чанов, на которую мы обратили внимание в прошлый раз.

Расфасовка тоже полностью роботизирована — розлив с точностью до 0,01%! В Гравеншоне смешивают и фасуют всю линейку синтетических масел серии Mobil 1 (раньше здесь готовили только «топовое» с вязкостью 0W-40). Но до России (третьего по значимости для Мобила рынка после США и Китая) они не доходят — остаются в Европе, главным образом — в самой Франции. К нам привозят масла, смешанные на финском заводе в Наантеле (а на Украину — еще и из Турции): ближе к потребителю — дешевле транспортировка. Но специалисты Мобила уверяют, что никакой разницы в качестве у масел с разным «гражданством» нет.

Зато специально для рынков России, Украины и Беларуси (все три страны именуются «российским кластером») в 2008 году Mobil запустил новую линейку из трех «возрастных» синтетических масел — для автомобилей с малым, средним и большим пробегом. Интересно, что разработаны эти масла за океаном, в научно-исследовательском центре компании в Рочестере — ведь после распада альянса Mobil—British Petroleum весь комплекс исследовательских лабораторий в Коритоне достался BP, а на головном европейском заводе в Гравеншоне так и не появилось ни автомобильных моторных стендов, ни климатических камер с беговыми барабанами.

Чем же Россия, Украина и Беларусь оказались столь уникальны? Мобиловские аналитики на основе данных исследовательской фирмы Romir пришли к выводу, что 70% наших соотечественников выбирают марку и сорт масла самостоятельно и лишь 30% доверяют это сервисным центрам (при том, что 80% европейцев полагаются именно на мнение сервисменов), — и решили предложить свои варианты, что называется, на все случаи жизни. Всего в Россию официально поставляется пять сортов масла Mobil 1: кроме упомянутых «возрастных» New Life 0W-40, Peak Life 5W-50 и Extended Life 10W-60 это Fuel Economy 0W-30 и ESP Formula 5W-30.


Людей в цехе фасовки масла можно встретить нечасто — они лишь контролируют работу автоматики

Сейчас Mobil готовит к выводу на рынок специальное моторное масло для кроссоверов и внедорожников. А что дальше?

Будущее — за «синтетикой». Если после появления в 1975 году первого синтетического моторного масла Mobil 1 ни один из производителей не признавал его на протяжении 15 лет, то сейчас оно рекомендовано для использования в 60 марках автомобилей, а на заводах Porsche, Mercedes-Benz и Aston Martin применяется для первичной заливки на конвейере.

Ближайшие приоритетные задачи — разработка масел для улучшения эффективности работы и продления срока службы… Нет, не двигателей автомобилей, а их систем снижения токсичности выхлопа. Ведь продукты сгорания даже той толики масла, что остается на стенках цилиндров после маслосъемных колец и проникает внутрь по стержням клапанов, могут понемногу «убивать» каталитический слой в сотах нейтрализаторов. Так что нефтехимикам приходится изменять формулу масел так, чтобы работающие на них двигатели укладывались в нормы токсичности выхлопа Евро-5 даже после немалого пробега. А сейчас вовсю идет работа над маслом для моторов, отвечающих экологическому стандарту Евро-6, переход на который ожидается в 2015 году.


Находящаяся в отдельном здании лаборатория контроля качества продукции не простаивает — за год здесь исследуется 50 тысяч проб масла

А как обстоят дела с продлением срока службы самой смазки?

— В принципе ни технических, ни технологических препятствий для производства масел с любым ресурсом для нас нет — вплоть до «пожизненной» заливки, — неохотно признаются в Гравеншоне. — Недавно в нашем американском исследовательском центре мы успешно провели испытания масла со сроком замены 80 тысяч километров. Но автомобильные концерны не проявили к нему интереса…

"Авторевю" №6, 2010г. Ссылка: http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=70255&SECTION_ID=1960

Copyright © OOO "Газета АВТОРЕВЮ" 1990-2012

Категория: Мои статьи | Добавил: mirfiltrov (25.02.2013)
Просмотров: 826 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МИР ФИЛЬТРОВ © 2018