Пятница, 19.01.2018
МИР ФИЛЬТРОВ
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

АвтоMobil
Илья ХЛЕБУШКИН | Фото автора и фирмы ExxonMobil

На входе в исследовательский центр ExxonMobil в американском Полсборо стоит тщательно воссозданная заправка Mobilgas родом из 30-х годов. А еще вам обязательно покажут первую жестяную банку для разработанного тут синтетического масла Mobil 1 образца 1974 года и расскажут, как в 1995 году BMW 325i без ремонта двигателя проехал на этом масле миллион миль. А чем живут Mobil и Esso сегодня?

Zastavka.psd

Территория — с квартал, лабораторий — три десятка, около двадцати дорогущих спектрографов... Американский размах! Правда, по соседству можно обнаружить вполне работоспособные рычажные весы начала XX века. Помнится, в стерильных лабораториях корейской компании ZIC в Тэджоне такого не было — там только новейшая исследовательская электроника и сосредоточенный молчаливый персонал в накрахмаленных халатах.

2%20IMG_9792.psd
Первые заправки Mobilgas появились в Калифорнии еще до Первой мировой войны, а сейчас сеть АЗС Exxon — крупнейшая в США

А в Полсборо — непринужденная обстановка: всюду фотографии чад, домашних зверушек и самих хозяев с рыболовными трофеями, все непременно улыбаются, а пообщаться «о погоде и моде» готовы еще больше французов из фирмы Total. Натурные испытания Mobil, кстати, уважает не меньше французских нефтехимиков, но если в Солезе делают ставку на моторные стенды, то Mobil испытывает масла на «живых» автомобилях: установок с беговыми барабанами тут восемь! А для определения величины износа американцы, в отличие от французов, обходятся без наносимых на детали радиоактивных меток — просто разбирают моторы и обмеряют все микрометрами в начале и в конце испытаний.

1%20IMG_9798.psd
Технологический центр EMRE (ExxonMobil Research and Engineering Company) в городке Полсборо около Филадельфии занимается разработкой машинных масел больше 100 лет

Что удивило: на всех беговых барабанах — сплошь местные Крайслеры, Форды, Шеви… А где же автомобили европейских и азиатских производителей? Тесты для них проводят не в США, а «местно»: в двух независимых центрах в Германии, еще в двух во Франции и в четырех в Японии — это проще, чем возить машины за океан.

А знаете, кто завершает испытания масел Mobil в самой Америке? Таксис­ты Лас-Вегаса, наматывающие по 2000 миль в неделю! Недавно, кстати, закончилась доводка и запущено производство масла серии Extended Performance специальн­о для американского рынка, с интервалом замены в 15 тысяч миль (24 тысячи километров). В Европе такой периодичностью давно никого не удивишь, а за океаном — чуть ли не революция: через пять тысяч километров американцы, конечно, масло давно уже не меняют, но привычный интервал для них — пять—семь тысяч миль, то есть 8—12 тысяч километров.

9%20%d1%87%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%82%d0%b0%20%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%88%d0%bd%d0%b5%d0%b9.psd 7%20%d1%85%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d0%91%d0%a6%20%20%d0%b4%d0%bb%d1%8f%20%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d1%83%d1%8e%d1%89%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b0..psd
Склонность масла к нагаро- и лакоотложению определяют исключительно на глаз. Для того чтобы вывести единственную цифру рейтинга в отчете по 200 показателям (лучший показатель у Mobil — 8,4 из 10), троих экспертов учат пять лет. Им даже запрещено летать одним самолетом…

    Некоторые американские двигатели, например эта       джиэмовская «шестерка» 3.8 образца 1996 года,     выдерживают капремонт для следующих тестов до    шести раз (на фото — хонингование цилиндров)

Давний «конек» корпорации ExxonMobil — синтетические масла на основе собственных полиальфаолефинов (ПАО). С главным недостатком ПАО — плохой совместимостью с сальниками — в Полсборо давно научились бороться при помощи присадок. Но на всякий случай все масла проверяют на редком в лабораториях других производителей участке тестирования резины — ее нагретые до рабочих 130 градусов полоски исследуют на прочность, жесткость, эластичность и набухание.

5%20%d0%a0%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%20%d0%b4%d0%bb%d1%8f%20%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b8-%d1%80%d0%be%d1%82%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%b2%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b7%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d1%82%d1%80%d0%b0.psd
При помощи таких роторов по величине сопротивления вращению определяется низкотемпературная вязкость масла

От ПАО в Mobil не откажутся и в будущем, но в «топовых» маслах базу дополнительно облагораживают сложными эфирами (esters), получаемыми из органического сырья, например из растительных масел. Они еще дороже, но имеют лучшую несущую способность смазывающей пленки. Это важно, например, при частых запус­ках и остановках двигателя. Еще одна побочная сложность для масла в двигателе с системой «старт-стоп» — последствия его частого, особенно зимой, недогрева: конденсат и топливо в картере. Но это уже фронт работ не базы, а новых компонентов присадок.

8.psd
На беговых барабанах (все — только для моноприводных машин) автомобили наматывают по 160—320 тысяч километров — иной раз на это уходит целый год. Площадка расположена на открытом воздухе — так заодно проводят и климатические испытания (специальных камер в Полсборо нет). Они не особо жесткие — летом температура в Нью-Джерси редко превышает 30 градусов, а зимой держится около нуля

Новые формулы масла нужны для работы на алмазоподобной поверхности цилиндров, керамике, пластике. Гидравлические системы изменения фаз газораспределения требуют от масел лучших деаэрационных свойств (способности выделять поглощенный воздух), увеличившаяся рециркуляция отработавших газов у двигателей с Евро-4 и Евро-5 — более эффективной борьбы с сажей, а катализаторы и сажевые фильтры — более тонкого баланса между снижением зольности, содержания серы и фосфора в противоизносных присадках и ресурсом двигателя. Хватает неприятностей и с форсированными малолитражными турбодвигателями, требующими от масла лучшей термической стабильности и борьбы с отложениями в турбокомпрессорах, еще больше от нагара страдают впускные клапаны двигателей с непосредственным впрыском — вспомните хотя бы многострадальный 1600-кубовый мотор EP6 от BMW и PSA, например, на автомобилях Mini. Интересно, когда разработчики масел справятся с этими проблемами и кто сделает это быстрее?

"Авторевю" №3, 2012г. Ссылка: http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=121754&SECTION_ID=6827

Copyright © OOO "Газета АВТОРЕВЮ" 1990-2012

Категория: Мои статьи | Добавил: mirfiltrov (26.02.2013)
Просмотров: 737 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
МИР ФИЛЬТРОВ © 2018