Пятница, 19.01.2018
МИР ФИЛЬТРОВ
Меню сайта
Поиск
Воздушный фильтр.

Воздушный фильтр, так же как и масляный, играет важнейшую роль, очищая всасываемый двигателем воздух от различных загрязнений, взвешенных в нём в виде твёрдых частиц, таких как: минеральная пыль, сажа, копоть, органические остатки. Современные технологии и фильтрующие материалы позволяют изготавливать воздушные фильтры с высокой степенью фильтрации, эффективность которой достигает 99,9% для частиц размером всего в несколько микрон. Как известно, любой двигатель внутреннего сгорания потребляет большое количество воздуха (для сгорания 1л топлива в среднем требуется около 10м3 воздуха). Например, мощный дизельный двигатель грузовика может потреблять до 20 м3 воздуха в минуту. В нормальных дорожных условиях при низкой влажности и ветре в воздухе содержится около 20-40мг/м3 твёрдых частиц. При 8 часовом рабочем дне в среднем получается около 140кг загрязнений в год. В карьерах величина запылённости может достигать нескольких сотен мг/м3 - нагрузка на воздушный фильтр в разы больше. Работая в таких условиях, воздушный фильтр должен иметь низкое сопротивление потоку и высокую поглотительную способность, без потери эффективности фильтрации. Забитый воздушный фильтр ведёт к потере мощности двигателя, повышению расхода топлива, увеличению объёма вредных выбросов, что ухудшает экологические и экономические показатели.
В настоящее время в автомобильной промышленности применяются воздушные фильтры различные как по конструкции, так и по применяемым материалам. В подавляющем большинстве конструктивно воздушный фильтр состоит из разъёмного корпуса и сменного фильтрующего элемента. Существует три основных вида воздушных фильтров: круглые, панельного типа и для грузового транспорта.

Круглые воздушные фильтры.
В недавнем прошлом на легковых автомобилях использовался классический круглый воздушный фильтр. Как правило, в основном это были машины, оснащённые карбюраторным двигателем. В таком фильтре применялся фильтрующий элемент круглой или цлиндрической формы. Корпус фильтра имел довольно большие размеры, но в просторном моторном отсеке автомобилей тех лет для его установки было достаточно места. Фильтрующий элемент такого фильтра представляет собой сложенную "гармошкой" фильтровальную бумагу, с помещенным внутрь кольцом из металлической сетки и залитую с торцов полимером. Сетка придаёт элементу жёсткость и предотвращает деформацию бумаги под давлением всасываемого мотором воздуха. Фильтровальная бумага изготавливается на базе целлюлозного волокна, пропитанного фенольными, эпоксидными или акриловыми смолами, в результате чего приобретает стойкость от разрушающего воздействия влаги, масла и паров топлива. В современных автомобилях всвязи с появлением новых дополнительных систем (например системы кондиционирования воздуха), пространство под капотом сильно ограничено. Поэтому круглые воздушные фильтры в настоящее время применяются крайне редко. На смену им пришли воздушные фильтры с плоскими фильтрующими элементами панельного типа, которые за счёт своей специфической конструкции обладают более выгодным соотношением площади фильтрации и размерами корпуса фильтра. По эксплуатационным характеристикам круглый фильтрующий элемент не уступает панельному.

Воздушные фильтры панельного типа.
Воздушные фильтры панельного типа ставятся практически на все современные легковые автомобили. Фильтрующий элемент такого фильтра так же, как и круглого, подвергается большой механической нагрузке, особенно на двигателях большого объёма, либо оснащённых турбокомпрессорным наддувом, который нагнетает большое количество воздуха. Воизбежание деформации или даже всасывания фильтра во впускной коллектор панельные фильтры армируются металлической или пластмассовой сеткой, а также проклеиваются специальным клеем. Технология изготовления таких фильтров сложнее, чем круглых, но позволяет автоматизировать производство.
Существует разновидность панельного фильтрующего элемента, где бумага заменена синтетическим волокном. Синтетическое волокно обладает очень хорошими фильтрующими свойствами и значительно большей поглотительной способностью, чем традиционная фильтровальная бумага на целлюлозной основе. Это позволяет без снижения эффективности фильтрации уменьшить размеры фильтрующего элемента. Основным недостатком синтетического волокна является недостаточная жёсткость, которая не позволяет использовать такой материал в традиционной конструкции панельного фильтра. Поэтому для решения этой проблемы используется жесткая рамка изготовленная из пластмассы. Благодаря специальной технологии, края синтетического фильтрующего элемента надёжно вплавлены в рамку. Герметичность фильтра достигается за счёт применения резинового уплотнителя, закреплённого по периметру рамки.


Воздушные фильтры для грузового транспорта.
На грузовых автомобилях, автобусах, сельскохозяйственной и прочей спецтехнике чаще всего применяется мощный дизельный двигатель большого объёма. Как уже отмечалось выше, при работе такие моторы потребляют большое количество воздуха. Пробеги и моточасы так же не сравнимы с легковым транспортом. Поэтому качество и надёжность воздушного фильтра для такой техники очень важны, что накладывает определённые требования к устройству воздушных фильтров. Так, поглощающая способность должна быть более высокой, а эффективность фильтрации должна достигать 99,9%. Фильтр имеет большие габаритные размеры и высокую механическую прочность, размер фильтрующей перегородки часто достигает 10м2.
По конструкции воздушные фильтры для грузового транспорта делятся на традиционные и современные.

Воздушные фильтры традиционной конструкции.
Воздушные фильтры традиционной конструкции отличаются массивным корпусом, обеспечивающим жесткость фильтрующего элемента и стойкость его к механическим повреждениям. Металлическое днище, внешняя оболочка и укрепляющий стержень, изготовленные из перфорированного металла или сетки, - обеспечивают необходимую прочность фильтра и защиту фильтрующего элемента. Герметизация фильтрующего элемента в корпусе фильтра обеспечивается резиновым уплотнением, приклеенным к днищу. В настоящее время в эпоху защиты об окружающей среде, в связи со сложностью и дороговизной утилизации, такая конструкция фильтрующего элемента редко находит применение. На смену пришла более экологичная современная конструкция.


Воздушные фильтры современной конструкции.
Конструкция современных воздушных фильтров учитывает требования действующих норм по охране окружающей среды. Технология изготовления и внешний вид современных фильтров отличаются от традиционных. Металлические днища были заменены на полиуретановые уплотнения, что позволило добиться герметизации фильтрующего элемента без использования резинового уплотнения. Укрепляющие сетка и стержень всё чаще заменяются пластмассовыми. Внешняя сторона по окружности нередко бывает проклеена полосками клея. В целом прослеживается тенденция к полному отказу от использования металлических деталей в конструкции фильтра, что в значительной степени упрощает и удешевляет утилизацию отработанных элементов.
МИР ФИЛЬТРОВ © 2018