Пятница, 19.01.2018
МИР ФИЛЬТРОВ
Меню сайта
Поиск
Масляный фильтр.


На заре автомобилестроения двигатели постоянно выходили из строя. Пробег без ремонта в сотню-другую километров считался достижением. Причиной этого в большей степени являлась не примитивная конструкция моторов, а отсутствие систем очистки топлива, воздуха и масла. Пыль, частицы распада попадали в двигатель и уничтожали его. Ситуация изменилась в 20-х годах прошлого века, когда начали устанавливать фильтры. Пионером был масляный фильтр «Purolator» (Pure Oil Later - чистое масло на выходе). Межремонтный пробег стал исчисляться тысячами километров. Системы маслоснабжения двигателей внутреннего сгорания предсталяют собой замкнутые системы, в которых масло является веществом, смазывающим и охлаждающим движущиеся элементы. Кроме того оно вымывает и перемещает всевозможные взвешенные в нём вещества, проникающие из камеры сгорания, а также образующиеся в процессе абразивного износа взаимодействующих частей двигателя. Для очистки масла от всех этих загрязнений применяются масляные фильтры. Они задерживают все вредящие двигателю абразивные частицы еще до того, как они могут повлиять на его работу и срок службы. Фильтр должен не просто очищать масло, а делать это эффективно, без создания значительных помех потоку, и должен работать продолжительный период времени между заменами масла.Таким образом масляный фильтр - это важный элемент системы маслоснабжения в каждом двигателе внутреннего сгорания. Однако следует подчеркнуть, что фильтры не способны остановить разложение масла, являющееся необратимым химическим процессом, поэтому независимо от того, какие масляные фильтры мы установим в нашем автомобиле, мы должны менять масло в соответствии с указаниями производителя автомобиля (а вместе с ним – и фильтры).
Масляные фильтры имеют различную конструкцию, и в зависимости от типа системы смазки двигателя могут существенно отличаться друг от друга, как с точки зрения устройства, так и принципа действия. В настоящее время применяют в основном две схемы очистки масла: полнопоточную, состоящую из одного фильтра, и комбинированную, в состав которой входит еще и частичнопоточный фильтр или центрифуга. С использованием комбинированной схемы ресурс полнопоточных фильтров возрастает примерно в 2 раза.

Типы фильтров.

Масляные фильтры в основном делятся на две группы: неразборные и разборные.

До недавнего время наибольшее распространение получили неразборные накручиваемые масляные фильтры типа "spin-on". Однако в современных двигателях они встречаются всё реже. Такие ценившиеся в прошлом достоинства, как высокая устойчивость к повреждениям, а также несложная замена использованных фильтров, практически лишённая риска внесения загрязнений в систему маслоснабжения двигателя, уже не являются приоритетными. В настоящее время всё больше принимаются в расчёт экологические достоинства, связанные с лёгкостью утилизации фильтров. С этой точки зрения лучшими являются современные фильтрующие элементы, устанавливаемые в разъёмных корпусах. Снаружи неразборные масляные фильтры очень похожи друг на друга, но могут значительно отличаться внутренним устройством, в частности числом и типом клапанов.



Устройство неразборного масляного фильтра "spin-on":

Металлический корпус – служит для монтажа всех элементов фильтра.
Фильтрующий элемент (фильтровальная бумага) – самый важный компонент фильтра. От качества и свойств бумаги зависит качество фильтрации масла и пропускная способность фильтра, а также его ресурс. Для увеличения площади фильтрации и придания жесткости бумагу формируют в виде складок. Хорошая бумага улавливает достаточно мелкие частицы и при этом хорошо пропускает масло через волокна, не создавая чрезмерного давления в фильтре. Не коробится и не подвергается распаду под агрессивным воздействием масла и кислот (кислоты образуются в процессе сгорания топлива).
Защитная обойма – металлическая обойма в виде трубки с отверстиями, встречаются образцы с перфорированной сеткой вместо отверстий. Служит для защиты фильтровальной бумаги от давления масла.
Перепускной клапан – служит для перепускания масла в обход фильтровальной бумаги, тем самым сбрасывая чрезмерное давление в фильтре. Это происходит: при низких температурах, когда масло холодное и слишком вязкое; если залито несоответствующее масло высокой вязкости; при резком увеличении оборотов двигателя - одним словом в любых случаях, когда бумага не успевает пропустить через себя достаточное количество масла открывается перепускной клапан и исключается масляное голодание двигателя. Существуют фильтры и без перепускного клапана, такие фильтры применяются в случае если перепускной клапан предусмотрен в двигателе конструктивно.
Обратный клапан(противодренажный клапан) – препятствует стеканию масла из корпуса фильтра в поддон во время остановки и простоя двигателя, тем самым не даёт образоваться воздушной пробке, а также исключает масляное голодание в момент пуска двигателя за счёт запаса масла находящегося в корпусе фильтра. Обратный клапан также может отсутствовать в фильтре, если фильтр устанавливается на двигатель в вертикальном положении.
Уплотнительное кольцо – выполнено из маслостойкой резины, служит для надёжного прилегания фильтра к посадочной поверхности и исключает подтекание масла. Часто можно услышать споры относительно того, какая форма сечения кольца предпочтительнее: круглая или прямоугольная. На практике разницы никакой нет. Главное, чтобы материал, из которого оно изготовлено, был качественный и достаточно эластичный.

В некоторых двигателях, конструктивно есть клапан избыточного давления, который ограничивает давление в системе смазки от 3 до 5 кг/см2, превышение которого может повлечь выдавливание масла и разрушение прокладок и сальников. Когда давление масла достигает больших величин, а клапан избыточного давления в масляном насосе не открывается, то, либо прокладка масляного фильтра разрывается, и масло начинает подтекать, либо деформируется корпус масляного фильтра вплоть до разрыва корпуса. В этих случаях масляный фильтр получает незаслуженные нарицания, хотя истинной причиной проблем является клапан избыточного давления масляного насоса.


Устройство разборного масляного фильтра:

Разборный масляный фильтр упрощённо представляет собой стакан (1) со съёмной крышкой, в который вставлен фильтрующий элемент (2), подобный применяемому в неразборных накручиваемых фильтрах типа "spin-on". По мере загрязнения меняется только фильтрующий элемент.
     История применения разборного масляного фильтра в системе маслоснабжения двигателя внутреннего сгорания насчитывает не один десяток лет. Особенно популярны такие фильтры были в двигателях грузовиков, но встречались также и в легковых автомобилях. В качестве примера можно привести отечественные легковые автомобили ГАЗ-24 "Волга" и "Москвич" 412, производившиеся в 70-80х годах. Корпус разборного масляного фильтра тех лет был металлический. Фильтрующий элемент имел надёжный каркас: металлические днища, внутренний стержень, изготовленный из перфорированного листового металла - обеспечивали высокую прочность на сжатие и устойчивость к перепадам температуры. От повреждений снаружи гофры фильтровальной бумаги были закрыты металлической сеткой или перфорированным картоном.
   В настоящее время в новейших конструкциях двигателей широкое распространение получили разборные масляные фильтры с минимальным использованием металла, изготовленные из высокотехнологичных пластмасс. Фильтрующие элементы с металлическим каркасом в таких системах в следствие высокой стоимости производства и утилизации больше не применяются. На смену им пришли экологичные фильтрующие элементы, изготовленные из материалов, менее вредных по отношению к окружающей среде, и не содержащими металлических частей.






-Фильтрующий элемент разборного масляного фильтра современного образца.
МИР ФИЛЬТРОВ © 2018